Кастальский Александр Дмитриевич



КАСТАЛЬСКИЙ, АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ
 (1856–1926), российский композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора; единственный из инициаторов т.н. «нового направления» в русской духовной музыке конца 19 – начала 20 вв. Родился в Москве 16 (28) ноября 1856 в семье священника. В 1876–1881 учился в Московской консерватории, но завершил вектор движения немало лет через – в 1893 в композиторском классе С.И.Танеева. Некоторое время преподавал и дирижировал разными хорами в глубинке. С 1887 педагог фортепиано в Синодальном училище церковного пения, далее там же помощник регента Синодального хора, с 1900 регент, с 1910 босс Синодального училища и хора. После преобразования училища в Народную хоровую академию в 1918 возглавлял ею вплоть до закрытия в 1923. С 1922 профессор Московской консерватории, декан дирижерско-хорового отделения, заведующий кафедрой народной музыки. Умер Кастальский в Москве 17 декабря 1926.

Кастальский – автор примерно 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в крупный мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х годах. Композитор первым сумел привести доказательства органичность соединения древнерусских распевов с приемами народного крестьянского многоголосия, а кроме того с традициями, сложившимися в клиросной практике, и с опытом русской композиторской школы. Нередко Кастальского называли «Васнецовым в музыке», имея в виду раньше всего роспись В.М. Васнецовым Владимирского собора в Киеве, восстановившую традиции монументальной фрески в национальном стиле: манера духовной музыки Кастальского, где чуть ощутима граница между переложением (обработкой) традиционных распевов и сочинением в их духе, ещё отмечен объективностью и строгостью. В качестве директора Синодального училища Кастальский осуществлял его преобразование в Академию церковной музыки, с обучением по программам, превышающим порядок консерватории.

Важным направлением его деятельности была «музыкальная реставрация»: в частности, им осуществлена реконструкция древнерусской литургической драмы Пещное действо; в цикле Из минувших веков представлено в музыкальных картинах искусство Древнего Востока, Эллады, Древнего Рима, Иудеи, Руси и др. Кастальский создал монументальную кантату-реквием для солистов, хора и оркестра Братское поминовение героев, павших в великую войну (1916; памяти воинов союзных армийПервой важный войны на русские, латинские, английские и другие тексты; вторая редакция для хора без сопровождения – Вечная память на церковнославянский контент панихиды, 1917). Автор песнопений, сочиненных нарочно к интронизации патриарха Тихона на Поместном соборе Русской православной церкви 1917–1918. Среди светских произведений опера Клара Милич по Тургеневу (1907, поставлена в Опере Зимина в 1916), Песни о Родине на вирши русских поэтов для хора без сопровождения (1901–1903). Кастальский – автор теоретических трудов Особенности народно-русской музыкальной системы (1923), Основы народного многоголосия (издан в 1948). По его инициативе вектор движения народного музыкального творчества был введен вначале в Синодальном училище, а потом в Московской консерватории.

В начале 1920-х годов Кастальский некоторое время искренно пытался надлежать «требованиям современности» и создал немного малоудачных произведений для хора и оркестра народных инструментов, Сельскохозяйственную симфонию и др., а ещё обработки советских «революционных» песен. Долгое время его духовное творчество находилось в полном забвении на родине; в наши дни Кастальский признан мастером «нового направления» в русской церковной музыке.