Владимир Павлович Зайцев


Владимир Павлович Зайцев

 Биографическая справка:

Профессиональный музыкант, окончил ГМПИ им. Гнесиных (класс виолончели), много лет играл в симфонических оркестрах Москвы, преподавал. В церковь пришел в 1976 г. прихожанином Николо-Кузнецкого храма. Там же стал петь на левом клиросе. В начале 1990-х гг. начал регентовать в Преображенском приходе д. Анискино под Москвой. Ныне регент Троицкого храма в Вишняковском переулке (приписной к Николо-Кузнецкому храму и учебный храм ПСТГУ).

Разные храмы, разные стили церковного пения можем мы встретить в Москве. Поклонник правохорной традиции может пойти в патриарший храм Христа Спасителя или на Ордынку во Всех скорбящих. Любитель монастырского пения отправится в Данилов, к Матронушке или в Сретенский. Любитель простого пения найдет утешение в скромном приходе. Но вот что делать тому, кто желает активно участвовать в богослужении, хочет стать певчим церковного хора? А если нет достаточно способностей? Нет времени учиться в семинарии или в регентском классе? Куда пойти такому страждущему?

В.П. Зайцев – убежденный поборник народного пения в русских храмах. Он не просто сторонник, он активный делатель этого стиля церковного пения. Если будет объявлена «всеобщая мобилизация» певчих, прошедших подготовку в хорах В.П. Зайцева, то по его словам, «под ружье» встанут не меньше 70-ти певчих. (1)

В чем суть народного церковного пения? И почему мы хотим рассказать о нем и его поборнике В.П. Зайцеве во времена повсеместного существования правых платных хоров, состоящих из наемых певчих?

Основная мысль, которую «исповедует» В.П. Зайцев – в церкви должны петь прихожане, а не пришельцы, должны петь бесплатно – по любви к своему храму, к службе, к Церкви вообще. Такого же мнения придерживался многолетний регент митрополичьего хора протоиерей Михаил Фортунато. По такому же принципу жили и живут церковные хоры русской эмиграции всей Западной Европы и Америки.

В.П. Зайцев никого не отвергает, он берет всех и начинает учить. Так было в первые годы, т.е. более 20 лет назад. Ныне новички просто вливаются в хор и учатся на примере старших и опытных и даже под присмотром помощников В.П. Зайцева. Однако и теперь церковный хор под руководством В.П. Зайцева открыт для всех, кто не имеет времени учиться в учебном заведении и не готов менять свою гражданскую профессию на певческую, но любит петь и хочет научиться. Репертуар – обиходный, простой, стиль пения – как Бог на душу положит, знание нотной грамоты – не обязательно, место служения – храм Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке в Замоскворечье.

Правда помимо любви к богослужению и желанию петь, придется запастись терпением и смирением: не все будет получатся сразу, сходу. Зато когда голос новичка сольется в унисон с голосами рядом стоящих клирошан, когда звуки «Господи, помилуй» будут пропеты не просто голосом – душой, а регент едва заметно одобрительно кивнет – тогда словно крылья вырастут за спиной, придет ощущение сопричастности общему делу, общей молитве, общей радости. Именно эти моменты наиболее ценны в народном церковном пении, считает замечательный, самобытный московский регент Владимир Павлович Зайцев, а многочисленные ученики – полностью согласны со своим удивительным наставником.

(1) Когда-то в Москве тоже были поборники народного церковного пения. Большим энтузиастом пения на рубеже XIX-ХХ веков был «странствующий» регент А. Городцов. Он бродил по России с одной целью: пропагандировать церковное хоровое пение. Где-бы ни останавливался Городцов, будь то деревня или уездный город – после него оставался хор. Регент успевал познакомить своих сторонников с основами обихода и разучить пару ходовых концертов Бортнянского. Поразительный энтузиаст народного стиля был этот А. Городцов.

Евгений Тугаринов,

старший регент Богоявленского кафедрального собора г. Москвы, художественный руководитель Детской хоровой студии «Царевич», кандидат искусствоведения