20 декабря 2017 г., 1-й мастер-класс


Хор РПХО 

Мастер-класс м. Никоны (г. Суздаль)  

20 декабря состоялся 1-й из заявленных в 2017/18 г. мастер-классов, которые проходят в Хоре РПХО. Гостем была монахиня Никона – старший регент женского Покровского монастыря г. Суздаля. Было несколько причин пригласить именно ее. 

Причина 1-я. Мать Никона – регент с более чем 20-летним стажем практической работы. Это означает, что методика работы с церковным хором – это не есть плод исключительно умственной работы, некая сложившаяся теория, а неуклонно пополняющийся живой регентский опыт ежедневного соприкосновения с хором в условиях спевок и богослужений. 

Причина 2-я. Мать Никона начинала свое регентское образование в стенах Троице-Сергиевой Лавры и имела тесное общение с архимандритом Матфеем (Мормылем). Это означает, что воспринятая ею традиция церковного пения идет от подлинных мастеров и знатоков церковного певческого искусства.  М. Никоне не раз приходилось встречаться с С.З. Трубачевым в храме Параскевы под стенами Лавры, куда он обычно приходил молиться. М. Никона бережно сохраняет память об этом замечательном человеке и выдающемся песнописце, дословно помнит его указания, как следует исполнять то или иное его церковное песнопение. 

Причина 3-я. М. Никона является прекрасным педагогом-практиком, под чьим присмотром и сейчас учатся петь девочки приюта Покровского монастыря, т.е. нашим певчим было обеспечено доходчивое и верное объяснение правил пения, хоровой специфики и церковного смысла того певческого материала, который был предложен для мастер-класса. 

Итак, как он прошел? 

Во-первых, для проведения мастер-класса следовало собрать хор. Его основу составили певчие Хора РПХО и хора прихода преп. Сергия Радонежского на Ходынском Поле. К ним добавились певчие и регенты Свято-Димитриевского прихода и некоторые другие. В общей сложности было более 40 певцов. Всем вам большая благодарность за это. 

Во-вторых, следует отметить, что собравшийся на мастер-класс хор был в некоторой степени уже подготовлен к встрече с таким опытным регентом, каким является м. Никона. Хор имеет уже опыт пения Литургии, имеет некоторое представление о гласовом пении. Поэтому тема исполнения подобнов нашла благодатную почву.

М. Никоной были предложены два подобна: 2-го гласа Егда от древа и 5-го гласа Радуйся, Живоносный Кресте. Регентом почти сразу были отвергнуты нотные изложения песнопений, а было предложено работать с текстами по знакомым напевкам. Именно здесь пошел предметный разговор о коленах и структуре, о смысле и образе, о заключительных строках. Разговор шел о хоровых приемах и конкретно об исполнении читка. Певчие, слышавшие о нем, знавшие о разных традициях исполнения читка, увидели ту практику, которая может быть признана общерусской. Этой практикой живут русские монастыри и прежде всего Троице-Сергиева Лавра в лице приснопамятного архимандрита Матфея (Мормыля) и теперешних его последователей.

В каком-то смысле, его последователями могут считаться множество нынешних регентов и певчих. Отец Матфей – легенда русского церковного регентского искусства. Он был регентом ТСЛ и профессором Духовной Академии более 40 лет, на его глазах и при его участии воспитался не один десяток регентов-практиков, тех, кто ныне несет свое служение на приходах, в монастырях, кто сам преподает и учит. Поэтому то, о чем говорила и чему учила нас м. Никона воспринималось всеми, как основное, стержневое и очень важное.  Как оказалось, м. Никона необыкновенно требовательна к ритму песнопения. Она много времени уделила артикуляции и проработке согласных звуков, объяснению смысла богослужебных текстов, чтобы пение стихир было понятно прежде всего самому хору. Только тогда певчие в состоянии донести смысл поемого текста до слуха прихожан. Это очень важно понимать. 

Хор на спевке отрабатывал точный и ясный штрих пения согласных звуков, навык вступления и снятия по руке, пониманию темпа и динамики исполнения, принципов цепного дыхания.  В заключении хор познакомился с Трисвятым Сергия Трубачева. И снова ритм, твердость темпа, внимание к руке, к цепному дыханию и общехоровым цезурам составляли основную часть практической работы. Удивительно, как много сумела дать собравшемуся хору м. Никона, какую благожелательную атмосферу установить для восприятия чисто практических вещей и понятий. 

На самом деле, рассказывать можно много, но как говорят «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Мастер-класс м. Никоны записывался, и небольшой фрагмент урока скоро появится на сайте РПХО. Вся же запись ляжет в основу видео-отчета, который обобщит опыт нескольких педагогов-мастеров и даст представление и о сегодняшней традиции церковного пения вообще, и о том направлении деятельности, которое избрал для себя недавно родившийся Хор РПХО.  Итак, следите за объявлениями на сайте РПХО, приходите и участвуйте.

Следующий мастер-класс обещал провести Евгений Сергеевич Кустовский, основатель и руководитель регентских курсов, которые существуют в Москве. Кустовский – это особый мир, особый подход и видение регентского и певческого дела. Ориентировочно мастер-класс Е.С. Кустовского пройдет в феврале 2018 г. Не пропустите!

Фотографии можно посмотреть в Галерее

Евгений Тугаринов,

регент Хора РПХО


22 декабря 2017, 20:36 Дневник Хора

Комментарии (0)